bablaw (bablaw) wrote,
bablaw
bablaw

Categories:

Инстинкты невысокого качества. Часть 3. Что делать

 Часть 3. Что делать 


Сейчас, как никогда ранее, в мире крутится огромное количество лишних денег, все с большим с трудом находящих себе хоть какое то применение. Их обладатели готовы инвестировать их во что угодно, лишь бы это приводило к дальнейшему увеличения количества денежных знаков. Эффективных способов добиваться этого немного – один из них – создание так называемых новых рынков, искусственное стимулирование потребления некоего продукта с одновременной монополизацией прав на него и/или его производство

А еще более эффективный – создание нового типа денег – все тех же стеклянных бус для индейцев, интеллектуальной собственности.

Как известно, деньги - это продукт с крайне высокой рентабельностью. Как водка, и сигареты. И в силу этого обстоятельства печатание денег всегда являлось монопольной прерогативой государства или приравненных к нему структур. Но бизнес не устраивала монополия государства на такой лакомый кусок, и он стал создавать множество аналогов – ценные бумаги, и в последнее время все больше – интеллектуальную собственность. 

При этом – если в случае с печатанием денег введен строгий порядок и занимается этим Центробанк, имея на то понятные инструкции, выпуск ценных бумаг тоже более-менее регламентирован (хотя гарантий их ценности куда меньше), то в случае с производством объектов интеллектуальной собственности (ИС) творится полная неразбериха. 

Если сам факт создания исходного объекта интеллектуальной собственности и сохранение прав на него без обязательной регистрации еще можно признать условно разумным в силу маловероятности возникновения претензий по неопубликованному произведению, то существующий порядок добровольной регистрации объектов ИС, выпускаемых в массовое обращение, представляется как минимум преступно опрометчивым. Как со стороны государства, так и со стороны правообладателей. 

Отсутствие при этом внятных критериев оценки рыночной стоимости этих «новых денег» создает поистине необъятное поле для злоупотреблений. Так, невозможность профессиональной оценки стоимости ИС использовалось для мошеннических схем по вывозу капитала из страны и предъявления к возврату НДС путем многократного завышения реальной цены экземпляров с ИС при экспорте. Та же неопределенность стоимости ИС предоставляет полную свободу для предъявления претензий о понесенных убытках западными правообладателями к России и другим странам, основываясь на весьма спорных методиках по их подсчету. Непрозрачность договоров о переуступке прав позволяет недобросовестным правообладателям заключать сразу несколько «эксклюзивных» договоров на принадлежащие им объекты ИС. И это только верхушка айсберга. 

Эта ситуация приводит к тому, что станки по печатанию «денег» – интеллектуальной собственности - на компакт-дисках могут приобретаться и использоваться практически кем угодно, что еще пол беды. 

Но самое главное – отсутствие отраслевого промышленного стандарта, увязанного с четкими и продуманными современными правилами торговли, которые позволяли бы минимизировать вероятность появления в продаже контрафактных экземпляров. С простыми и легко проверяемыми на месте критериями легальности, понятными и самому продавцу розничной точки, и покупателю и проверяющему лицу, и являющимися частью его торговой системы учета продаж. 

Привычные голограммы, наклейки и даже всевозможные защиты от копирования не решают этой задачи. 

И тут со всей очевидностью встает задача принятия отраслевого стандарта по маркировке продукции с ДОБАВЛЕННОЙ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ СТОИМОСТЬЮ (ДНС) с помощью штрих-кодов и радиочастотных меток с памятью (RFID). Все крупные розничные сети уже давно в той или иной мере пользуются данной технологией. 

Принятая во всем мире и непрерывно развивающаяся, она позволяет решать ранее, казалось бы, непреодолимые проблемы и предоставляет совершенно новые возможности продавцам интеллектуальной собственности. 

Наряду с однозначной дистанционной идентификацией объекта продажи (без вскрытия упаковки), что дает возможность оперативного учета и управления складскими запасами, появляется технологическая возможность построения системы юридически значимой регистрации сделок «автор ИС - потребитель ИС», т.к. в новых паспортах РФ, которые планируется выдавать со следующего года, тоже применяется эта технология. 

Более того – многие правообладатели сами высказывают свою заинтересованность в такой маркировке своей продукции, т.к. большой объем продаж у них идет в сетевые магазины и супермаркеты, в том числе оборудованные технологий RFID. Та же технология должна применятся и на самих заводах. И само по себе появление дисков, немаркированных в соответствии с ней должно являться фактом нарушения лицензии, без привлечения различных экспертов. Причем лицензированию должна подвергаться вся цепочка прохождения товара – от завода до прилавка. 

Справка: «Бурные акции протеста правозащитников и эмоциональные дискуссии, ведущиеся вокруг технологий на основе чипов радиоидентификации (RFID), способны, судя по всему, ощутимо влиять на конкретные нюансы в работе и деактивации микросхем. Но в то же время RFID-метки сулят столь очевидные и существенные экономические выгоды, что их скорое внедрение в самые разные сферы жизни практически неизбежно. Что лишний раз было подчеркнуто на недавней пресс-конференции, устроенной администрацией Евросоюза для объявления о начале развернутого общеевропейского проекта по изучению всех аспектов массового применения RFID. Рассказавшая об этой инициативе Вивиан Рединг (Viviane Reding), комиссар Евросоюза по информационному обществу и СМИ, сообщила, что в текущем году планируется выпустить 600 млн. чипов радиоидентификации, а за ближайшие десять лет эта цифра увеличится в 450 раз.» 

Лицензирование торговли и производства должно превратится из пустого формального перекладывания бесчисленных бумажек, ничего не решающего и только усложняющего жизнь легальным заказчикам (нелегальные его все равно не соблюдают) в удобный и понятный компьютеризированный производственно-логистический регламент, поддержанный соответствующими государственными законами и положениями, включающий в себя: 

1) регистрацию «выпуска ценных бумаг» эмитентом-правообладателем – тиража объектов ИС в специализированной электронной базе данных с обязательным свободным доступом из Интернета - реестре объектов интеллектуальной собственности (РОИС). 

2) автоматического присвоения ему сквозного торгово-производственного артикула, заведение соответствующего описания в РОИС со всеми необходимыми различительными признаками и структурой субъектов авторских и смежных прав, затронутых данной эмиссией. 

3) обеспечение онлайновой проверки через РОИС тиражирующими заводами правовых полномочий физических и юридических лиц, размещающих заказ 

4) автоматический контроль за количеством вышедшей с завода продукцией, содержащей метки RFID и фиксация его в РОИС, что сделает крайне затруднительной практику занижения реальных тиражей правообладателями. 

5) не бездумное запрещение торговли объектами ИС на розничных точках, а регламент их обязательного оснащения считывателями RFID и соответствующими кассовыми аппаратами (что и так обязательно) с последующей передачей данных о совершенных сделках в РОИС, ФНС и свою бухгалтерию для правильного отражения объектов ИС на балансе предприятия. 

6) начисление налогов и авторского вознаграждения за отчетный период (тем самым придание реального смысла бухгалтерскому учету объектов ИС) путем обмена данными с налоговой инспекцией и РОИС. Попутно отметим, что это автоматически решает проблему справедливого распределения авторского вознаграждения обществами по коллективному управлению авторскими правами в части оптических и других носителей объектов ИС. Совершенно допустимо предположить организацию совместной с РОИС и сотовыми операторами системы биллинга для тарификации и начисления авторских вознаграждений, в том числе в области продажи мелодий для сотовых телефонов (рингтонов). Так же наличие онлайнового доступа к РОИС заложит необходимый фундамент для организации легальных продаж объектов ИС через интернет и другие системы дистрибьюции контента. 

7) законодательное введение обязательного страхования гражданской ответственности производителей и продавцов (ОСОПП) (по аналогии с небезызвестным ОСАГО) за нарушение прав использования объектов ИС всех хозяйствующих субъектов, вовлеченных в оборот ИС. Т.е. в случаях нарушений, таких как изготовление незарегистрированных эмиссий объектов ИС на заводах, незаконного размещения заказов на тиражирование от «левых» правообладателей-однодневок, продажи оптом и в розницу незарегистрированных экземпляров ИС страховая компания обеспечит гарантированную выплату ущерба пострадавшей стороне, плюс обеспечит дополнительный контроль за хозяйствующими субъектами, помимо санкций, положенных по закону. 

8) Обеспечение доступа к лицензированию объектов ИС в РОИС на основе предоставления равных прав любому юридическому или физическому лицу (включая потребителя) для заказа их в любой комбинации на любом типе носителя без ограничений. Это обеспечит возможность удовлетворения реальных запросов покупателя в виде нужных ему сборников, а не навязанных альбомов. То же относится и к фильмам – нужное количество фильмов на одном носителе с пропорциональным уменьшением качества. /Покупатель не обязан провести неделю в кинотеатрах, чтобы принять осознанное решение о покупке понравившегося ему фильма. А сейчас он покупает пиратский диск 10-в одном, выбирает и потом все равно покупает уже в нормальном качестве./ 

9) Законодательная регламентация максимальных сроков между началом публичной оферты (рекламой, показом в кинотеатрах и пр.) и широким опубликованием объекта ИС на носителях информации. 

10) Законодательное разрешение миграции легально приобретенного покупателем контента на различные виды носителей (с диска на кассету, MP3-плеер, компьютер, телефон и т.п.) и форматы фиксации (например CD-Audio, MP3…) при оплате только разницы в цене носителя/формата. Эту услугу может предоставлять как сам правообладатель, так и лицензированный для операций с объектами ИС провайдер контента на основе данных о легальности из РОИС. 

11) Разработка более прогрессивных способов взимания авторского вознаграждения при дистрибьюции объектов ИС в Интернете. Речь должна пойти об унификации размера вознаграждения вне зависимости от конкретного названия объекта, разработка системы подписки на определенный объем контента за фиксированную плату в некий период времени и т.д.

На наш взгляд принятие таких мер в совокупности со здоровой законодательной инициативой, предпринимаемой в последнее время Президентом и правительством, должно явится достойным ответом на весь существующий спектр претензий к нашей стране в области авторских прав и интеллектуальной собственности и заложить прочный фундамент по реформированию отечественной экономики от сырьевой к пост-индустриальной, что обеспечит достойную жизнь и процветание будущим поколениям.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments