bablaw (bablaw) wrote,
bablaw
bablaw

Еще немного про общества по коллективному ограблению-3

Проблема международной совместимости систем коллективного управления

На сегодняшний день ни один из международных инструментов не предусмотрел общих обязательств в сфере управления. Но даже если Конвенции, находящиеся в ведении Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), и не содержат специфических положений о коллективном управлении, ВОИС тем не менее всегда уделяла и продолжает уделять этому способу особое внимание через рекомендации, а 15 так же проведение встреч между руководителями управленческих организаций. Так в середине 90 годов на заседании Комитета экспертов, на который была возложена задача разработки возможного протокола к Бернской конвенции были рассмотрены меморандумы, представленные Международному бюро ВОИС.

В последнем разделе меморандума, касающемся коллективного управления правами, были предложены положения, направленные на обеспечение совместимости между коллективным управлением и Бернской конвенцией:

• относительно определения прав на лицензию и других условий, устанавливаемых организациями, которые занимаются коллективным управлением правами при выдаче разрешений, то вмешательство государственных властей допускается только в тех случаях, когда оно является необходимым, чтобы предотвратить или устранить всякое действительно реальное злоупотребление (в частности, злоупотребление, связанное с фактической монополией) таких организаций;

• сборы за использование прав, взимаемые организацией при выдаче лицензий, должны распределяться между обладателями авторских прав по возможности пропорционально фактическому использованию их произведений (за вычетом реальных расходов по управлению);

• запрещается использовать сборы, взимаемые организациями, занимающимися коллективным управлением правами, от имени обладателей авторских прав, без разрешения самих заинтересованных обладателей, либо лиц или учреждений, представляющих их интересы, в целях иных, чем те, что связаны с распределением сборов между лицами, имеющими право на их получение, и покрытия действительных расходов по коллективному управлению такими правами;

• строго одинаковое отношение, как к собственным гражданам стран-участниц, так и к иностранцам, чьи права вверены организациям по коллективному управлению правами, о которых идет речь;

• хотя коллективное управление является правом, а не обязанностью авторов, национальное законодательство могло бы придавать обязательный характер такому управлению в отношении прав, применительно к которым Конвенцией предусмотрено предоставление принудительных лицензий (ст. 9.2; ст. 11 bis 2; ст. 13.1 и ст. 14 ter), т. е. в тех случаях, когда все иные права можно свести к простому праву на получение вознаграждения.

Под эгидой ВОИС в 1990 г. была издана книга-руководство «Коллективное управление авторским правом и смежными правами», написанная доктором Михаэли Фичором. Этот труд был переработан и дополнен в 2003 г. В работе описываются основные области и типичные формы коллективного управления авторским правом и смежными правами, производится анализ основных вопросов такого управления, и в заключение, подводится итог некоторым общим правилам для учреждения и действия системы коллективного управления. Также разъясняются некоторые современные концепции «объединенного управления правами» («joint management of rights»), так называемые «one-stop shop» или «единые окошки», которые появились с ростом мультимедийных произведений, развитием новых путей передачи работ, делая их доступными в системе реального времени (on-line) для общественного потребления, и тенденцией всего мира к глобализации.

В 2001 году был создан в структуре отдела экономического развития ВОИС отдел по коллективному управлению авторскими правами (Copyright Collective Management Division (CCMD)), как неотъемлемая часть программы ВОИС по развитию сотрудничества. Отдел является последовательным в цели помогать членам-государствам (развивающимся странам) с введением соответствующей инфраструктуры в коллективное управление правами авторов, композиторов и исполнителей, на национальном или региональном уровнях.

Что касается регионального уровня, то только Директива Совета ЕС 93/83/ЕЕС «Эфирное вещание через спутник и кабельное вещание» (о координации некоторых положений авторского права и прав, смежных с авторскими правами, применимых к радиовещанию через спутник и к ретрансляции по кабелю) предусматривает создание обществ коллективного управления правами, дает им определение в п. 4 ст. 1 «4. В пределах данной директивы под названием «общество по коллективному управлению» подразумевается любая организация, единственной или одной из главных задач которой является управление или административное распоряжение авторскими правами или правами, приравненными к ним». И говорит о том, что «Государства-члены ЕЭС следят за тем, чтобы право субъектов авторского права и смежных прав разрешать или не разрешать дистрибьютору кабельной сети ретрансляцию по этой сети - осуществлялось только через общество по коллективному управлению», «когда субъект права не доверил право по управлению своими правами обществу по коллективному управлению, общество по коллективному управлению, занимающееся авторскими правами той же категории, считается обязанным взять на себя это управление» («расширенное коллективное управление»). ст. 9 (2)2. А в Директиве ЕС 2001/29/ЕС «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе» «общества по коллективному управлению» упоминают лишь в преамбуле: «Необходимо гарантировать, чтобы общества коллективного управления правами могли достичь более высокого уровня рационализации и гласности в том, что касается соблюдения правил конкуренции, в особенности в свете требований цифровой среды.»
Tags: ОКУПанты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments